Исповедник Христов иеромонах Серафим (Калинин) (1903 — 1957)

 

иеромонах Серафим (Калинин)

Почитаемый в богоспасаемом граде Новошахтинске  исповедник Христов иеромонах Серафим (Калинин)  честные останки  которого  покоятся в храме в честь Донской иконы Божией Матери.  Многотруден  и светел жизненный путь Батюшки Серафима (как с любовью его называют прихожане нашего храма) в лихолетье революции пришел он к Вере Христовой, и не разу, не отступил от нее. Пройдя все этапы гонений и притеснений, которые в то время проходили все новомученики Христовы, своей подвижнической жизнью сохранившие огонь Православия, в своих душах и душах своих прихожан. Скромный  молитвенник,  Батюшка Серафим, по монашески благочестивый,   молитвенно участвовал и участвует в жизни  своих прихожан. Помогает всем приходящим к нему, о чем свидетельствуют многочисленные факты, исцеления и помощи в различных скорбях и житейских делах.

 

Гробница в левом приделе Донского Храма

Как свидетельствует протоиерей Александр Авдюгин, который на протяжении нескольких лет собирает факты биографии иеромонаха Серафима Калинина: «Удивителен наш край. Вместила история шахтерских городов, поселков, деревень и сел не только тяжкий труд, суровые испытания и катаклизмы государственных проблем и нестроений. Здесь удивительно полно утвердилась евангельская истина: «Сила Божия в немощи совершается», потому что за суровыми буднями всегда оставалось место и тихой молитве, и святительскому подвигу и монашескому благочестию…

Предо мной документы о иеромонахе Серафиме (Калинине). Человеке, прошедшему чрез непростые для нашей бывшей Родины времена коллективизации, войны, разрухи и гонений на веру Православную. Об этом подвижнике известно до печального мало. Скупы документы и факты, остаются пробелы в биографии, трудно уже отыскать живых свидетелей, но память о нем хранится в сердцах верующих, как и появляются все новые свидетельства о его реальном молитвенном участии в сегодняшней церковной жизни.

В пастырской жизни отца Серафима было не очень много мест служения, все приходы, где он окормлял верующих, находятся в донбасском регионе. Несколько лет он настоятельствовал в возрожденной ныне Покровской церкви села Астахово. Об этих годах служения рассказала духовная дочь о.Серафима Мария Андреевна Тыщук. Вот некоторые ее воспоминания.

* * *

Отец Серафим приехал к нам служить в начале 50-х годов века минувшего. При нём храм обрёл давно снесённые купола и стал потихоньку восстанавливаться. Люди приезжали и приходили отовсюду. О них о.Серафим говорил: «Те, кто пришли — Божии труженики, а те кто приехали — Божии гости».

Были и постоянные прихожане, кто бывал за Литургией очень часто. Среди них Николай и Леонид из Новошахтинска. Все считали их братьями, хотя таковыми они на самом деле не были. Просто выросли в одном селе. Николай и Леонид помогали о.Серафиму в алтаре. Для них была специальная одежда (и это в то время, когда купить пальто было не так легко), и особенно она подошла Николаю. Мария Андреевна невольно залюбовалась им и в мыслях сравнила юношу с ангелом. В это время о.Серафим вышел из алтаря совершить каждение храма и проходя мимо неё, вслух сказал: «Только Богу известно, кто Ему угоден». Людей было очень много, но Мария Андреевна поняла, что батюшка каким-то образом узнал, о чём она подумала, а его слова — это назидание, чтобы никого из людей, живущих на Земле, не сравнивала с ангелами Божьими. Аналогичный случай, говорящий о прозорливости иеромонаха, произошёл с Н., жительницей Новошахтинска, когда она, во время службы, глядя на батюшку, подумала: «Он такой красивый. Наверное, много девок было». В ответ, проходя мимо с кадилом, батюшка вслух повторил её слова. Они прозвучали, как песня. «Мно-о-о-го де-евок было, мно-о-о-го де-е-вок было»

* * *

Однажды была организована поездка на криницу (источник) за целебной водой. В ней принимали участие не только жители села Астахово, но и много приезжих, о которых о.Серафим говорил: «Куда бы меня ни послали, вы всюду со мной». Эти слова относятся к прихожанам Свято-Покровского храма г.Снежное Донецкой области. С ними у батюшки никогда не прерывалось общение. Ведь его стараниями, молитвами и трудами в годы Отечественной войны на территории молокозавода был открыт православный храм.

По словам Марии Андреевны, источник находился недалеко от города Красный Луч на горе (возле пос. Новопавловка, входящего теперь в состав г.Миусинска. — Ред.), где была обретена икона Божьей Матери, которую там же и установили.

По рассказам верующих, однажды, маленькая девочка помогавшая старшим ребятам пасти овец и коз, кинулась спасать оступившуюся и упавшую с горы овечку. Горка была довольно крутая, поэтому понадобилось много усилий, чтобы вытащить животное. Все устали, да и жарко было, а вода уже закончилась. Один из мальчишек увидел, что в том месте, куда упала овечка, что-то блестит. Спустились вновь вниз, и обнаружили криницу с прозрачной и удивительно чистой водой. Рядом с криницей они увидели седовласого деда, который показал детям свою хромую, больную ногу. Дедушка полил на нее водой и нога перестал хромать. Пока дети дивились чуду, дедушка куда-то исчез, как будто его и не было. С тех самых пор люди и стали использовать эту воду как лечебную.

Вот на этот-то источник и ездили паломники с о.Серафимом. Дорога была спокойной, но когда приехали на место, то из-за многолюдства пришлось постоять в очереди.

Пока ожидали, произошло следующее.

Среди набиравших воду была женщина, по-видимому, бесноватая. Она сильно кричала , особенно её раздражал священнический крест, который был на о.Серафиме. «У тебя крест грязный, и всё грязное». Батюшка предложил ей поменяться крестами, но на женщине его не оказалось. Отец Серафим достал из подрясника крестик и одел на болящую. Женщину напоили водой из источника, а чтобы она совсем успокоилась, батюшка подарил ей цветочек. Матери и сестре болящей о.Серафим велел везти её домой и обязательно уложить спать, при этом добавил, что когда страдалица проснётся, то будет спокойна и здорова. Так оно и случилось.

* * *

В селе Астахово жила глубоко верующая женщина, беженка из Львова. Звали её Татьяна и она была дружна с Марией Андреевной. Татьяна сильно горевала о судьбе своей дочери. Во время войны дочь угнали в Германию, и вот уже десять лет о ней не было ни весточки. Как мать, Мария Андреевна понимала горе подруги и поэтому посоветовала обратиться за помощью к о.Серафиму.

Батюшка, выслушав о горе матери, ушёл в алтарь и там долго молился, а затем вышел и объявил: «Дочь твоя жива. Живёт она в Англии. Она замужем. Мужа зовут Владимир. Он из Киева. У них с Марией (так звали дочь Татианы) есть сын. Его тоже зовут Владимир». С благословения о.Серафима Татьяна стала писать по инстанциям, и в конце концов из Английского посольства ей передали письмо с обратным адресом дочери и её семьи. Татьяна снова обрела свою любимую Машеньку. Уезжая, Татьяна оставила на память Марии Андреевне свой старинный молитвослов и несколько книг, которые сейчас, хоть и стали ветхими, с большой любовью хранятся в святом углу в ее доме.

Служение иеромонаха Серафима (Калинина)

* * *

Шёл 1956 год. Рождественский пост уже закончился. Люди разговлялись праздничной трапезой, а вот в доме родственницы отца Серафима, родной тетки Феонии, даже хлеба не оказалось, о чем она и пожаловалась племяннику. Дабы не огорчать родственницу, о. Серафим помолился, а затем сказал: «Не беспокойся, тётенька, — хлеб идёт», — и так уверенно это повторил, что тетя Феня успокоилась и решила терпеливо подождать. Тут к семейству родственников отца Серафима и пришла с угощениями Евдокия Степановна, мать Марии Тыщук. Она принесла не только хлеб, но и холодец, и домашнюю колбаску к праздничному столу. Отец Серафим воскликнул, обращаясь к тетке : «Посмотри, что ещё пришло до хлеба».

* * *

Дочери Марии Андреевны пришли из школы в слезах из-за того, что учительница сняла с них крестики и бросила их в печь. В воскресенье на проповеди о.Серафим сказал, она (учительница ) не имела права срывать с детей крестики. Все поразились тому, что батюшке стал известен этот факт, так как участники события обсуждали его только в кругу семьи. Одна из прихожанок по имени Василиса стала заступаться за учительницу, пытаясь её как-то оправдать, на что о.Серафим ответил: «Пусть она (учительница) прочтёт внимательно хотя бы стих Александра Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и вникнет в то, что писал великий поэт, и ей многое станет ясно». Василису же о. Серафим спросил:

— Что вас ограждает? Меня ограждает крест. — При этом батюшка показал на крест, который висел у него на груди.  — А, что ограждает вас, Василиса?

Василиса не знала, что ответить.

Когда люди стали выходить из храма, Василиса оказалась рядом с Евдокией Степановной, матерью Марии Андреевны, и спросила у нее:

— Откуда батюшка узнал, что у меня нет креста? Ведь я его потеряла и до сих пор не купила новый. Свечи я поставила, а о важности креста не подумала, — призналась Василиса Евдокии Степановне.

* * *

Документы, выписки из следовательских дел, постановлений судов, протоколов допросов, церковные указы и фотографии касающиеся жизни иеромонаха Серафима (Калинина) ждут своей систематизации и описания. Многое уже найдено, но нужны более подробные факты и воспоминания. Если у вас, уважаемые читатели, есть какие-либо сведения об этом подвижнике, то будем крайне признательны за помощь.

Биография иеромонаха Серафима (Калинина)

1903 г. 17 апреля — родился иеромонах Серафим ( в мру Калинин Семён Никитович ) Место рождения — село Алисово Задонского района Орловской области.

1906 г. — остался без отца. Жил при матери до 12 лет. Обучался в церковно — приходской школе. Окончил 4 класса. Поступил в богословскую школу в Орловской области, проучился в ней 2 года, но не окончил из-за революционного переворота 1917 года.

1918 г. — поступает послушником в Задонский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Несёт послушание на клиросе. Был певчим, затем псаломщиком. Категорически отказывается признать советскую власть. Поддерживает взгляды архимандрита Никандра (Стурова) — настоятеля монастыря.

1928г. — тайно принимает священство ( см. показания на допросах в угол. деле №21331-р, хранящемся в УСБУ в Луганской обл.Украина).

1929г. — возвращается в родное село к матери. Отказывается регистрироваться в отделе по делам религий, поэтому не может служить священником на приходе. Попадает под запрет. Поступает сначала псаломщиком, затем назначается регентом.

1930г. — уезжает из Алисово на Донбасс в Украину. Поступает работать на шахту.

1933г. — получает травму правой руки. Рука срастается не правильно, поэтому вынужден поменять место работы. Поступает продавцом в буфет при жд. ст. Софино — Бродская.

1934г. — за растрату денег (не подтвержденный донос) был осужден на 3 года. Документов об отбывании наказания в местах лишения свободы не найдено.

1941г. — 18 августа мобилизован в Красную армию стрелком в 156 стрелковый полк 19 стрелковой дивизии. Прослужил в нём 5 месяцев и 2 недели. На острове Хортица, под г.Запорожье вместе с полком принимал участие в боях. Из-за травмы руки служил на кухне. На переправе попал в плен. Через 8 дней бежал, а ещё через 18 дней добрался домой, до пос. Софьино-Бродское.

1942г. — по настоятельным просьбам жителей пос. Софьино-Бродское (бывший посёлок Политотдела) и с разрешения оккупационных властей на Пасху открывает Свято-Покровский храм на территории молокозавода.

3 февраля1946г. за Божественной литургией в Ворошиловградском Кафедральном Соборе во имя св. чудотворца Николая рукоположен епископом Донецким и Ворошиловградским Никоном в сан диакона.

4 февраля 1946г. в этом же храме рукоположен в сан иерея и принял монашеский постриг.

5 февраля 1946г. награжден набедренником и направлен указом №53 на место настоятеля храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Софьино-Бродское, Снежнянского района Сталинской обл. (ныне Донецкая обл.).

5 февраля  1946г. награждён  набедренником

18 ноября 1946 года перемещен из пос. Софьино-Бродское и назначен вторым штатным священником в храм во имя святителя Николая в г. Попасная Ворошиловградской (ныне Луганской ) обл.

18 ноября 1947г. приговором Луганского облсуда был осужден по ст.54-10ч.1 УК УССР к 10 годам лишения свободы. Наказание мог отбывать в Коми АССР (основание — документы из личного архива семьи Муковниных) или в Воркутлагере МВД (основание — документы уг. дела №21331-р, хранящиеся в УСБУ в Луганской обл.).

1954г. ноябрь — прокурор отдела по надзору за органами милиции прокуратуры Луганской области опротестовал приговор суда от 18.11.47 на предмет снижения меры наказания осуждённому до размеров фактически отбытого им срока и освободил его из-под стражи. Однако прокуратура УССР приговор по делу не опротестовала и оставила в силе.

1954-56 гг. — служит настоятелем в Св.-Покровском храме села Астахово Свердловского района Луганской обл.

Келья иеромонаха Серафима (Калинина)

После закрытия храма осенью 1956 года переезжает на постоянное место жительства в г. Новошахтинск, Ростовской обл. Живёт в семье Муковниных по адресу ул.Громова, 10. Затем переезжает на ул. Набережную, 23.

10 января 1957 г. — после неудачной операции, будучи в сознании, скончался и был погребен на Южном кладбище г. Новошахтинска. С той поры его могила является местом почитания православных христиан.

17 апреля 1991 г.- реабилитирован на основании ст.1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» с формулировкой: «Ввиду отсутствия совокупности доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения его к ответственности».

Обретение мощей иеромонаха Серафима (Калинина)

-11 февраля 2016 года по благословению епископа Шахтинского и Миллеровского Симона и  согласованию с Администрацией города Новошахтинска члены комиссии по канонизации святых Шахтинской епархии совершили изъятие честных останков иеромонаха Серафима (Калинина). Деятельное и активное участие в этом святом деле приняли иерей Олег Лукьянчиков, иерей Иоанн Трофимов и иерей Антоний Колпаков при содействии и поддержке председателя комиссии протоиерея Василия Хадыкина и члена комиссии, благочинного приходов Новошахтинского округа протоиерея Романа Амплеева.

— 22 февраля 2016г.  в Новошахтинске были перезахоронены честные останки иеромонаха Серафима (Калинина) — исповедника Христова, прошедшего ГУЛАГ за веру Христову, подвижника веры и благочестия, служившего на приходах Донецкой и Луганской епархий, в храме Донской иконы Божией Матери богоспасаемого града Новошахтинска. В этот день соборным служением духовенства благочиния и членов комиссии по канонизации святых Шахтинской епархии совершена Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Роман Амплеев, благочинный Новошахтинского округа.

  —  25 февраля 2016г.  данные о жизнедеятельности иеромонаха  Серафима (Калинина) переданы в комиссию по канонизации святых Шахтинской епархии.

11 февраля 2022г.  11 февраля 2022 года   в  храме Донской иконы Божией  Матери  г. Новошахтинска, в день 6-летия обретения  честных останков известного подвижника и исповедника Христова, иеромонаха Серафима(Калинина)была приурочена  презентация книги «Жизнеописание иеромонаха Серафима Калинина. Подвижник Донбасса»  соавторами протоиереем Александром Авдюгиным  и  протоиереем Василием Хадыкиным  по крупицам был собран уникальный материал  о жизни и служении батюшки Серафима.

 

— Ежегодно  в день  годовщины со дня отошествия  ко Господу иеромонаха Серафима, день его рождения, и день обретения честных останков, в храме в честь  Донской иконы Божией Матери г. Новошахтинска, где покоятся его честные останки,  совершаются  Божественная Литургия и Панихида.

Почтить память иеромонаха Серафима (Калинина) приходит  множество горожан и жителей, соседних с городом поселков, бережно хранящих память о Новошахтинском подвижнике и исповеднике Христове.

Лития у гробницы

— Еженедельно в  храме в честь  Донской иконы Божией Матери г. Новошахтинска у гробницы иеромонаха  Серафима (Калинина) совершается Лития об усопших.

Прихожане храма, бережно хранят память о иеромонахе Серафиме (Калинине) и молитвенно прибегают к его помощи. Многим по их молитвам и свидетельствам Батюшка Серафим помог,  казалось бы, там где и надежда могла померкнуть.  Некоторые из благодарности свидетельствуют  о его молитвенной помощи и  записывают в тетрадочку свои истории, но еще больше тех кто  просто  с благодарностью приходят ко гробу и говорят спасибо батюшке Серафиму за чудесную помощь и участие.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

Записочки с просьбами к Батюшке Серафиму

Нам часто кажется,  что  в случае болезни  или иной беды, нужно  ехать,  куда — то  далеко, потратить много средств и времени и только тогда  сможем получить   чудодейственную помощь. Так ли это?  Вопрос о чудесах, даже явных, зиждется на вере человека: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).

А ведь можно просто прийти на службу в  храм исповедаться, причаститься  и поклониться с мольбой о помощи Батюшке Серафиму, написать ему свою просьбу  на клочке бумаги … и самому  воочию, убедиться в свершившемся маленьком или большом чуде. Как это было со мной, и  многими другими людьми. Главное чтобы наша молитва была чистой и искренней, а душа преисполнена Веры.  Человек, ведущий подлинный церковный образ жизни знает, что вся его жизнь наполнена чудесами, которые увязаны с нашими молитвами и обращениями ко Творцу и святым.

Если у Вас есть свидетельства молитвенной  помощи иеромонаха Серафима (Калинина)  или факты его подвижнической жизни, пожалуйста приносите в  наш храм или пишите на почту blagohsinie.nov@mail.ru Все Ваши свидетельства будут с благодарностью приняты и помогут канонизации Батюшки Серафима.

Свидетельства молитвенной помощи иеромонаха Серафима(Калинина)

 

 

Использованные материалы

«Подвижник земли Донбасской», страница Живого Журнала пользователя protoierei Alexandr (rebrik), 10 сентября 2007:

http://rebrik.livejournal.com/155528.html?style=mine

[1]  см. – показания на допросах в уг. деле №21331-р, хранящемся в УСБУ в Луганской обл.Украина

свидетельства

Перейти к верхней панели