В жаркие летние месяцы перед школой православный психолог Эвелина Сергеевна Коновалова начала серию занятий с родителями «Воспитание детей в кризисной семье. Подростки – кризис вдвойне!» Занятия на эту сложную нужную и животрепещущую тему крайне актуальны и востребованы среди благополучателей проекта «Круг спасения», реализуемого при поддержке Фонда Президентских Грантов.
Проект реализуется по благословению протоиерея Романа Амплеева, председателя отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и при его непосредственном участии. Священник также проводит беседы с детьми и их родителями, духовно наставляя чад на исправление.
«При реализации проекта наша команда столкнулась с ситуацией когда подрастающие дети, видя неблагополучие своей семьи, трудности и проблемы, которые переживают родители, очень часто замыкаются в себе, испытывают негатив к родителям, практикуют асоциальные и протестные формы поведения в семье и в школе, что зачастую приводит к нарушению законов РФ и конфликтам с полицией», – отмечает Эвелина Сергеевна, так она прокомментировала эту ситуацию: «Кризис в семье отражается, естественно, на всех её членов и в первую очередь на детях. Родители в кризисной ситуации сосредоточены на решении собственных проблем, зачастую не замечая нарастающих проблем детей и подростков…»
К Основным проблемам воспитания относятся:
— Неудовлетворение базовых потребностей ребёнка (в безопасности, любви, принятии), отсюда многочисленные проблемы девиантного поведения.
— Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.
— Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, что также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка.
— Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним.
— Непонимание закономерностей развития ребёнка.
— Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения.
Что делать, если ваш ребёнок, подросток переживает кризисную ситуацию:
— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
— Стараться поддерживать режим дня подростка (полноценный сон, режим питания).
— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
Психолог Коновалова Э.С.